Автомобили, в том числе и в России, отзывают по разным причинам. У каких-то моделей проблемы с подушками безопасности, у других – с устройствами системы «ЭРА-ГЛОНАСС», у третьих есть риск возгорания, а у четвёртых лишь не та маркировка на малозначительной гайке. Причём не все производители проводят отзывы, хотя знают о дефектах, в том числе и серьёзных.
Норма для проведения автомобильных сервисных кампаний в РФ разработает Росстандарт. Чтобы автопроизводители «не отлынивали» от устранения выявленных недостатков, ведомство – а точнее, его Технический комитет по дорожному транспорту – создаст специальные правила. Как сообщает Autonews, они появятся к 2021-2022 годам.
Сейчас автопроизводители поступают согласно собственным внутренним правилам. Получается, что объявлять отзыв или нет, они решают самостоятельно. Росстандарт только согласовывает программу и контролирует проведение этих сервисных кампаний.
Реже машины отзывают после проведения краш-тестов или иных испытаний. Так недавно произошло с Chery Tiggo 3. Подробнее о том, как Росстандарт и прокуратура нашли несоответствия у этой модели, Kolesa.ru сообщал ранее.
Отзывы автомобилей в РФ проводятся уже 4 года. В 2015-ом компании провели 47 программ, общее количество отправленных на ремонт машин составило примерно 28 тыс. единиц. В 2016 году зафиксировано уже 90 кампаний и 1,1 млн дефектных авто. В 2017-ом – 141 программа (1,5 млн шт.); с января по октябрь 2018 года завершено 92 программы (852 тыс. шт.).
В качестве наказания для компаний, которые знали о дефектах, но не отозвали машины, сейчас применяются штрафы. Согласно КоАП, за первое нарушение производителя заставят заплатить 500 000 рублей, за повторное – 1 000 000 рублей, а также деятельность будет приостановлена на 90 суток.
За рубежом такие штрафы куда больше, они могут достигать многих миллиардов. Предположительно и в России наказание следует ужесточить, потому что сейчас производителям может дешевле выйти «закрыть глаза» на неисправность, чем грамотно организовать отзыв: разработать технологии, закупить запчасти для дилеров и, собственно, провести работы бесплатно для автовладельцев.
В других странах проведение отзывов продукции – это норма, а получение штрафа «бьёт» по репутации. В России же многие производители считают именно отправление машин на ремонт ударом по имиджу и по доверию клиентов, хотя сами покупатели с этим не согласны. По словам президента Общества потребителей автотехники РФ Антона Недзвецкого, россияне с пониманием относятся к проведению сервисных кампаний.
Он, кстати, выступает за «жёсткую и неотвратимую ответственность» для компаний за непроведение отзыва. Хотя в Росстандарте надеются оставить штрафы исключительно как вспомогательный инструмент. Судя по всему, они надеются на то, что новый стандарт по проведению сервисных кампаний не оставит производителям возможности умолчать о каком-либо дефекте.
Не так давно стало известно об очередном отзыве, он затронул Lada 4×4. АВТОВАЗ отозвал 3 300 внедорожников на ремонт из-за возможных трещин на торце вала верхнего рулевого управления.
Спасибо за чтение!