Министерство финансов уже давно подготовило поправки в закон об ОСАГО. Речь идёт о полисах с разными вариантами покрытия убытков пострадавшим в авариях. Первый из них похож на нынешний, по нему страховая компания заплатит пострадавшим до 500 000 рублей как при повреждении имущества, так и при ущербе здоровью и жизни.
Второй предполагает возмещение в размере до 1 млн рублей по каждому из рисков, третий вариант – до 2 млн рублей и за повреждения имущества, и за травмы или смерть пострадавших.
Напомним, сейчас за разбитую машину платят не более 400 000 рублей, а по риску жизни и здоровья сумма не превышает 500 000 рублей. Если же денег на ремонт или лечение нужно больше, то их с виновника аварии, как правило, забирают через суд.
Важно то, что клиент, который захотел бы купить расширенную «автогражданку», по сути, заплатил бы не за большую сумму выплат от страховой для себя (в случае, если он не по своей вине попадёт в ДТП), а за увеличенный размер покрытия убытков для тех, кто может стать пострадавшей стороной. То есть, по факту, это возможность обезопасить себя от возможного взыскания дополнительных денег по суду.
Очевидно, что такие полисы ОСАГО будут дороже по сравнению с обычными. Однако пока что неизвестно, будет ли на них спрос. Пожалуй, Минфину стоит провести соответствующее исследование, прежде чем начинать очередную реформу системы страхования.
Впрочем до изменений пока далеко: инициативу Минфина пока что не готовы поддержать в государственно-правовом управлении президента РФ (оно проводит правовую экспертизу). Представители ГПУ дали отрицательное заключение, потому что сейчас договор ОСАГО является публичным, то есть страховщики не могут отказать в продаже полиса (за это их накажут штрафами).
При этом, по задумке Минфина, страховщики будут самостоятельно решать, кому продавать расширенные полисы (судя по всему, на основании страховой истории клиентов). А это уже накладывает определённые ограничения на доступность услуги; то есть на то, за что Центробанк борется с самого возникновения ОСАГО.
Договор ОСАГО не может быть «частично публичным», и непубличным его сделать нельзя, так как у автовладельцев есть обязанность страховать свою гражданскую ответственность. Это значит, что нужны гарантии того, что клиент сможет оформить полис (причём без навязывания допуслуг, за это тоже штрафуют). Получается, что дорогую страховку с расширенными лимитами нужно предлагать либо всем, либо никому. Скорее всего, Минфин эту инициативу переработает.
Кстати, предложение включает в себя ещё одно изменение: возможность купить полис на срок до трёх лет. Сейчас он действует не более года. Против этого юристы президента ничего не сказали. Однако вопросы этот пункт вызывает: например, поменяется ли в этом случае система расчёта коэффициента бонус-малус (КБМ, даёт скидку безаварийным водителям)? В ближайшее время водителям начнут присваивать одно значение на весь год (но не на три). Что будет с трёхлетней страховкой в случае ДТП по вине клиента? Остаётся надеяться, что инициаторы смогут доработать документ, чтобы никаких спорных моментов не осталось. Иначе эта идея, как и многие другие, канет в Лету.
Спасибо за чтение!